Суббота, 24.06.2017, 10:01
| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта
Категории каталога
Проекты [16]
Проекты участников дистанционной конференции школьных ученических проектов.
Поиск
Друзья сайта
Школа №14 "Зеленый шум" Волжский
Главная » Статьи » Проекты

"Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет"
«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет». Думаю, эти слова Федора Ивановича Тютчева наиболее подходят для темы нашего исследования – исследования любовной лирики Пушкина.
«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. Это право решительно принадлежит ему». - так определил назначение поэта Н.В. Гоголь в своей статье «Несколько слов о Пушкине» (1835). Невозможно с ним не согласиться, потому что Пушкин занимает, совершено особое место в русской литературе и русской культуре в целом.
Обнаруживается одна логическая закономерность: русский читатель еще ребенком начинает знакомство с классической литературой с произведений Пушкина и затем всю жизнь идет к глубинному постижению их смысла, к личным открытиям и прозрениям. Нельзя не согласиться и со словами Твардовского о том, что Пушкин приходит к нам с детства, а мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами. Видимо у меня настал в жизни период, когда начинаешь переосмысливать ранее прочитанное. Поэтому за данный проект я взялась с удовольствием и энтузиазмом.
В своей работе пытаюсь выяснить, стал бы Пушкин всенародно любимым поэтом России, если бы в его творчестве отсутствовала любовная лирика, а также и то, что делает стихотворения о любви Пушкина шедеврами мировой литературы.
Гипотеза: стихотворения Пушкина о любви стали шедеврами мировой литературы благодаря философско-обобщенному смыслу, а не только биографически-бытовому плану и сделали поэта всенародно любимым.
За 23 года творчества Пушкин написал около 40 тысяч стихов (стихотворных строк), из которых 50% приходится на лирику (около 720 стихотворений плюс 80 незаконченных отрывков). Большую часть из этих произведений представляют стихотворения о любви.
Это нашло свое подтверждение в результатах социологического опроса среди 11классников нашей школы. Учащимся было предложено назвать 3 стихотворения, ассоциирующиеся у них с именем Пушкина. Результаты превзошли все мои ожидания. 42% учащихся назвали стихотворение «Я Вас любил…», 36% «Я помню чудное мгновенье…», 16% «На холмах Грузии…», 6% прочие стихотворения. То есть у читателей, имя Пушкина ассоциируется со стихотворениями о любви. На основе данных фактов, в своей исследовательской работе я решила подробно проанализировать эти 3 произведения.
Литературоведы, занимающиеся изучением творчества поэта, пришли к выводу, что у каждого есть свой внутренний поэтический ход, общий для трех лирических стихотворений. Каждое из них возникло на основании того самого чувства человека – художника, человека – артиста. Но одновременно это чувство конкретного человека, живущего в конкретную эпоху, в конкретное время.
Лирическое послание Анне Петровне Керн «Я помню чудное мгновенье…» (1825) больше и легче двух других стихотворений поддается биографическому комментированию. И это понятно. Адресат послания «К***» <Керн> назван поэтому в заглавии уже первой публикации стихотворения. Личность реального человека, современницы Пушкина, прелестной по-своему замечательной женщины, так или иначе определяет собою весь строй произведения. Существует, правда, иная точка зрения, выдвинутая некоторыми исследователями, согласно которой разные состояния внутреннего мира поэта в соотношениях этого мир с действительностью является основной темой стихотворения и все оно подчинено раскрытию философско-психологической тематике. Это так, но ведь без А.П. Керн не возникло бы и самой философско-психологической мысли произведения. Сила его в удивительной жизненной конкретности, восходящей к тому, что именно так, а не иначе соприкоснулись и пересеклись судьбы Пушкина и А.П. Керн. Справедлива при этом и оговорка: Не следует только расшифровывать, как это часто делается, стихотворение Пушкина с прямолинейной конкретностью в биографически-бытовом плане. Необходимо иметь в виду своеобразие поэтической символики.
Пушкин одновременно живет не одной, а многими жизнями: его Керн - «гений чистой красоты», и «одна прелесть», и «милая божественная», и «мерзкая», и «вавилонская блудница»…- все верно, и все выражает истинные чувства Пушкина.
Живая стихия конкретной реальности определяла работу Пушкина над стихотворением: «ритм» встреч с А.П. Керн входил в композиционный ритм послания. Оно распадется на три части, по две строфы каждая, соответствующие первой встрече с А.П. Керн. Трудно сказать, сразу ли было найдено такое построение. Сохранившийся отрывок чернового автографа не дает полной картины творческой истории стихотворения, позволяет лишь достоверно судить лишь об отдельных этапах. Многое приходится предполагать.
Дело в том, что «она», являющаяся поэту, уже не только и не столько А.П. Керн, конкретный и реальный адресат послания, сколько Муза, творчество, поэзия, вдохновение. И все-таки было бы неверно свести развитие лирической мысли стихотворения лишь к обобщающему символу творчества. В послании «К***» есть своя художественная диалектика частного и общего. Конкретный жизненный импульс, полученный поэтом от встречи с конкретной реальной женщиной, проходя через художественное целое произведения, «обрастает» многократными углублениями смысла, находит свое обобщенное символическое выражение, но связей с реальными фактами не теряет.
В сжатом виде перед нами словно промелькнули три поры в духовной жизни поэта – от юности до Михайловской ссылки.
Пушкин, умевший создавать четкие, конкретные картины жизни, здесь сознательно избегает уточнений, которые бы разрушили это впечатление золотого сна юности. Вот откуда и «чудное мгновенье» в первой строке, и почти сказочная таинственность второй: «Передо мной явилась ты», и отсутствие портретных штрихов А.П. Керн, и обобщенный образ – «гений чистой красоты» - в четвертой. Все поэтические средства автора направлены на то, чтоб оттенить духовное начало в женской красоте. Эпитет «чистая» вызывает ассоциацию с одухотворенным образом мадонн, молодых матерей, созданных живописцами Возрождения и мастерами русской иконописи. Гармония пластической и внутренней красоты этих обаятельных женских образов достигались благодаря изяществу, «певучести» линий рисунка, свежести тонов и нравственной чистоте материнского чувства, озарившего их облик.
Возникший в первой строфе образ чистой красоты воспринимается читателем как символ красоты и поэзии самой жизни.
Музыкальность свойственная стихам Пушкина вообще, в послании «А.П. Керн» достигает высшей степени совершенства. Мелодическое звучание строк здесь является поэтическим средством передачи впечатления чистоты, целомудренности восхищения автора женской красотой.
Не случайно послание «А.П. Керн», положенное на музыку Глинкой, стало одним из любимейших в народе творений Пушкина. Все перечисленные особенности делают «Я помню чудное мгновенье…» - шедевром мировой литературы.
В том же направлении движется творческая мысль Пушкина и при создании «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». С.М. Бонди, интересно воспроизведший по черновикам творческую историю данного стихотворения, замечает: «Над стихами в автографе сделана торопливая надпись – дата написания их - «15 мая». Это, несомненно, 15 мая 1829 года. В это время Пушкин, только что сделавший предложение Наталье Николаевне Гончаровой и получивший неопределенный ответ матери – полуотказ, полусогласие, совершал свое «путешествие в Арзрум». 15 мая он был в Георгиевске ».
С.М. Бонди считает, что воспоминания о жизни на Кавказе девять лет тому назад пробудили в поэте память о прежней любви. Она вспыхнула вновь – и Пушкин в тот же день написано знаменитое стихотворение.
Вставал ли определенно в воображении поэта предмет его прежней любви? Или было это скорее светлое воспоминание о удивительном состоянии напряжения всех душевных сил, апогея любви и творческого вдохновения, при котором «сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может»? Анализ черновых редакций убеждает в том, что поэт искал предельно выразительный и точный образ.
Пушкин умел гениально вчувствоваться в мир другого человека: «чужие» мысли, образы, представления владели им, становились в данный момент его собственной творческой реальностью; его лирический герой говорил не только от автора, но и за автора. Иными словами, реальные впечатления, опоэтизированные Пушкиным, черпались им не только из мира собственной души, своего «Я», своего личного бытия и опыта. Они относились и к тому, что владело и другими людьми. Как бы ни был разносторонен поэт, ему не хватило бы одного себя. И поэтому неуместна в анализе его лирики строгая прикрепленность к определенным женским именам. Ведь это ведет к поверхностным, а то и фривольным трактовкам, к донжуанскому списку.
Из сложного многообразия реальных жизненных впечатлений поэта для нас интересны те, что привели едва ли не к главному образу того особого, уравновешенного, творческого состояния души («Унынья моего/Ничто не мучит, не тревожит»), при котором любовное чувство становится могучим импульсом для поэтического вдохновения. Именно тогда сердце оживает, не может не любить:

И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
«Я вас любил…». В автографе под текстом стихотворения стоит дата «1829», помеченная самим поэтом. Ученые считают, что стихотворение написано не позднее ноября этого года. Таким образом прошло всего полгода после создания «На холмах Грузии…» . Что нового узнаешь о поэте и его творчестве благодаря этому произведению?
В. Вересаев заметил, что в большинстве стихотворений изображается не непосредственное переживание, а воспоминание, которое всегда поднимает, уводит от конкретности, поэтизирует. Но лирика не может существовать без выражения живого, сиюминутного – иначе стихи не могли бы волновать, а, следовательно, стать шедеврами мировой литературы.
Поэт вдумывается в жизнь свою и других людей, оценивает, сочувствует, страдает, проверяет прошлым, обращается к будущему, полнее других, выражая при этом смысл человеческого существования. Через своего лирического героя поэт умеет говорить за других людей. Нельзя не согласиться со словами Белинского, который писал: «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».
Многие поэты в своем творчестве касались темы любви, но только Пушкину удалось изобразить то многогранное, трепетное чувство, понятное даже современному читателю. И я уверена в том, что ни один из поэтов русской литературы не обладает талантом Пушкина в изображении человеческих чувств.
Закончить мне хотелось бы словами поэта Курочкина, посвященными Пушкину:

И скажут правнуки: был дедами почтен
Бессмертный Пушкин – как поэт, за то, что он
Изящным образов и звуков сочетаньем
Всех наполнял сердца святым очарованьем.

Выполняя данную исследовательскую работу, я научилась быть внимательнее к лирическому тексту, по-новому взглянула на уже известные стихотворения А. С. Пушкина, научилась проводить сопоставительный анализ литературоведческих статей.
Данная работа используется на уроках литературы в качестве учебного пособия для учащихся профильных классов.



Категория: Проекты | Добавил: adm_school14-v (15.02.2008) | Автор: Лысенок Ирина Александровна
Просмотров: 3398 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017