Суббота, 24.06.2017, 09:59
| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта
Категории каталога
Проекты [16]
Проекты участников дистанционной конференции школьных ученических проектов.
Поиск
Друзья сайта
Школа №14 "Зеленый шум" Волжский
Главная » Статьи » Проекты

Память сердца. История моей семьи (от Сталинградских событий до наших дней)
ПАМЯТЬ СЕРДЦА.
ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ (ОТ СТАЛИНГРАДСКИХ СОБЫТИЙ ДО НАШИХ ДНЕЙ).

Область научных знаний: человекознание.
Данные об авторе: 1а класс, МОУ СОШ № 14 «Зелёный шум»
Руководитель: Ставицкая Оксана Владимировна, учитель начальных классов.
Web-адрес: http://school14-v.ucoz.ru/publ/1-1-0-12

Цель работы – формирование системы ценностного отношения младших школьников к историческому наследию нашей Родины.
Задачи:
 создание условий для познания учащимися героического прошлого своей страны и своего народа;
 вызвать интерес к прошлому и настоящему своего края;
 показать какой вклад внесли члены семьи в деле разгрома врага в период Сталинградской битвы, массовый боевой и трудовой героизм прадедов, их готовность к любому труду на пользу Родины;
 вызвать чувство гордости за фронтовые и трудовые подвиги своих родных;
 развивать поисковые навыки и умения работы с книгой, рисунками, фотографиями, песнями военных лет.

Актуальность проблемы.
Тема патриотического воспитания важна и актуальна в наше время. На основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за неё. К. Д. Ушинский говорил: «Как нет человека без самолюбия, так нет и человека без любви к отечеству…».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества: СМИ, общественные организации, учреждения культуры, спорта.
Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своей семьи, невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растёт вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих родных. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям. Современные ребята мало что знают о Великой Отечественной войне, но нельзя даже предположить, что подвиг освободителей забудется совсем, ведь события той далёкой войны так или иначе связаны с историей каждой семьи.
2008 год объявлен годом семьи - это замечательно. Ведь семья – это малый мир, малое общество, без семьи невозможно воспитать полноценного человека.
Слова: родители, Родина – однокоренные не случайно. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью. Для российского сознания унаследовать прошлое – значит не уходить от предшествующих поколений, а идти по их путям, дорогам с преданиями, традициями, заветами предков.
Предлагаемый проект посвящён проблеме осмысления первоклассниками духовного наследия Сталинградской битвы. Ключевой проблемой, раскрываемой проектом является ответ на вопрос: какой вклад внесли члены семьи каждого обучающегося 1а класса в победу в Сталинградской битве и создание «Книги памяти».
Младший школьный возраст – начальный этап патриотического воспитания. Именно в это время необходимо вызвать интерес учащихся к прошлому и настоящему своего края, вызвать чувство гордости за фронтовые и трудовые подвиги своих прадедушек и прабабушек.
В силу своего возраста дети не умеют пока самостоятельно вести исследовательскую и поисковую работу. За помощью они обращаются к родителям. И героическое прошлое предков становится пространством сближения детей и взрослых.
Память о предках – это продолжение нашей истории. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. С. Пушкин)

План работы.
1. Принятие решения о создании проекта.
2. Посещение библиотеки, сбор необходимого материала.
3. Обращение за помощью к родителям.
4. Изучение собранного материала.
5. Слушание песен военных лет.
6. Участие в школьном конкурсе песен военных лет.
7. Участие в школьном конкурсе рисунков о ВОВ.
8. Выбор лучших работ для городского конкурса рисунков, посвящённого 65-летию победы в Сталинградской битве.
9. Участие в открытии городской выставки. Встреча с ветеранами ВОВ.
10. Проведение урока мужества.
11. Создание книги памяти.
12. Подведение итогов.
Описание проектной работы.
Замысел проекта начался с обсуждения приближающейся даты – 65 годовщины Победы в Сталинградской битве. На вопрос «Какое событие произошло 2 февраля 1943 года?» ни один первоклассник ответить не смог. На вопросы: «Что такое война? Что вы знаете о войне?» - ребята отвечали неуверенно: «Война – смерть… Война – это боль…» Ну а на вопросы: «Где были и чем занимались ваши прадедушки и прабабушки во время войны? Кто из них воевал?» - никто из детей ответить не смог.
Далее было обсуждение вопросов, где можно найти информацию об этом, к кому можно обратиться за помощью, после чего класс принял решение: узнать историю своей семьи во время Великой Отечественной войны.
Принято решение: обратиться к родителям с просьбой помочь в сборе информации.
Многие родители говорили о том, что ничего не знают о военном прошлом своей семьи. На помощь пришли бабушки и дедушки. Вместе с внуками были просмотрены семейные фотографии, архивы. Выяснилось, что в 18 семьях из 26 есть предки, принявшие участие в войне, пятеро из них – участники Сталинградской битвы, а остальные сражались в тылу на трудовом фронте, выращивали хлеб для армии, работали на заводах, всячески помогая фронту.
Одновременно с поисковой работой в школе был объявлен конкурс песен военных лет. 1а класс прослушал много фронтовых записей и остановился на песне из кинофильма «Офицеры». Её разучили и исполнили на конкурсе очень хорошо. Серьёзный текст был понятен ребятам. Думаю, в этом помогли сообщения, которые дети готовили вместе с родителями.
Слова: «И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят…» были близки ребятам, ведь в классе была организована выставка сообщений о прадедах, а с фотографий на нас смотрели молодые красивые ребята в военной форме. Наверное, всё это помогло классу выйти в финал конкурса.

Ещё один конкурс – «Сталинградская битва глазами детей». Теперь дети рисовали войну. Чтобы представить себе настоящий бой, ребята просмотрели много книг с фотографиями, а мальчики принесли всю свою игрушечную боевую технику. И работа закипела…


Лучшие работы отправлены на городскую выставку в ДТДМ, на открытие которой отправился весь 1а класс.

 
Открытие выставки состоялось 28 января. С восторгом смотрели ребята на ветеранов - женщин клуба «Боевые подруги», которые рассказывали о том, как нелегко было на войне и как для них важно, что подрастающее поколение сохраняет память о тех грозных событиях.
Ребята слушали, затаив дыхание, ведь никто из них раньше не видел на женщинах столько медалей и орденов. Ветеранам подарили цветы, сказали слова благодарности.


Следующее яркое событие проекта – урок мужества. Он был проведён совместно с моими выпускниками 2007 года, 5а классом. 1-й и 5-й классы дружат. Старшие ребята помогли нам в проведении нескольких мероприятий для «первоклашек».
Урок был начат со слов А. С. Пушкина:
«ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, НО И ДОЛЖНО».
Ученики 5 класса рассказывали малышам и гостям урока мужества о страшных событиях далёкой войны, о том утре, когда страна первый раз услышала голос диктора, сообщавшего о нападении врага. Дети слушали тексты писем немецких солдат. Ведущие озвучили потери в дни войны.

В память о погибших дети зажгли свечи. Это – частица вечного огня, памяти участникам великих сражений.

Была и минута молчания, первая в жизни первоклассников. На серьёзных детских лицах я видела сострадание и печаль.
Далее первоклассники поделились с гостями историей своей семьи, рассказали о том, что было с их прадедами в то страшное время.

Данил показал похоронку своего прадеда, а Катя – настоящие фронтовые письма. Маша рассказала, как её прадед был в плену в городе Освенцим, а Оля о том, что её прадед прошёл всю войну без единого ранения. Прадед Влада погиб 8 мая 1945 года, не дожив до победы всего лишь день, а прадед Антона охранял маршала Чуйкова. И ещё много, много судеб…
Все свои сообщения ребята подтверждали документами, бережно хранившимися в семьях.

Далее 5-классники рассказывали о памятниках и обелисках, хранивших память тех времён, говорили, что есть ещё и живые памятники – деревья. Много могли бы рассказать нам они о том страшном времени.

Деревья тоже воевали,
Как стяги, головы подняв,
Где нужно, гордо умирали,
С груди листву свою сорвав…

ПРОСМОТР ФИЛЬМА ТОПОЛЬ

Главный герой фильма – тополь. Он - свидетель великой битвы. Ему посчастливилось пережить войну. Дерево и сейчас растёт на Аллее героев. Следы ранений до сих пор видны на стволе. Он помнит о том, как закрывал собой бойцов. Фильм тронул сердца детей и взрослых.
Все участники мероприятия весной поедут на экскурсию в Волгоград и обязательно подойдут к этому дереву.
Во время войны страдало всё живое, но самыми несчастными были дети. Среди родственников, присутствовавших на мероприятии, была бабушка Вороковой Лизы, Иванкова Нина Александровна. Она - «Дитя Сталинграда». Во время войны её отец работал инженером на тракторном заводе, и вся семья находилась в Сталинграде. Все страшные события происходили на её глазах. Она рассказывала ребятам, обо всём, что помнила. Её речь никого не оставила равнодушным.

Урок мужества закончился фрагментом из кинофильма «Офицеры». Звучала именно та песня, которую мы готовили для конкурса. Все ребята подпевали. У малышей были очень серьёзные и печальные глаза.
Из собранных сообщений ребят создана «Книга памяти». Она - результат большой работы, проделанной первоклассниками и их родителями.

Назначение и применение.
Проект может быть применён в системе воспитательной работы для дальнейшего использования в рамках гостевых уроков.
Приём воспитания детьми более младших ребят (5-классники принимали активное участие в подготовке и проведении мероприятия) способствует формированию благоприятной атмосферы сотрудничества в школе.
Работа по патриотическому воспитанию продолжится в рамках празднования Дня Победы. Итогом этой работы в данном учебном году станет обращение каждого ребёнка к солдату Великой Отечественной войны (Письмо солдату).
Социально-ориентированный характер проекта раскрывается через сотрудничество с семьёй каждого обучающегося и с общественными институтами, которые являются партнёрами школы в системе патриотического воспитания (ДТДМ – Аверина О. В.- руководитель секции патриотического воспитания), Волжский музей обороны Заволжья, СМИ (Волжское радио, газета «Наш город»), ансамбль «Боевые подруги».

Рефлексия.
Цель работы достигнута. Школой и семьёй созданы условия для знакомства с героическим прошлым своей страны. Родители откликнулись на просьбу вспомнить жизнь своих предков. И война, такая далёкая и непонятная вдруг стала совсем близкой, отразилась в глазах любимых бабушек и серьёзных дедов, которые были в ту пору детьми, только опалёнными войной и голодом.
Проект – дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, кто верил и ждал несмотря ни на что.
Если их правнуки с такой любовью и нежностью рассказывают о солдатах войны, то они недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо, свою Родину.
Дети устроены так, что они охотно участвуют лишь в том, что трогает их душу. Проектирование – это способ создания таких ситуаций. Процесс исследовательского поиска иногда ценнее самого результата. Он ценен своим обучающим, воспитывающим и развивающим предназначением и направленностью. Ученики сначала занимаются сбором материала, а затем анализом и обобщением. В деятельности они приобретают поисковые навыки и исследовательские умения.
Всем известно, что речь младших школьников достаточно бедна. В проектной деятельности приобретаются коммуникативные навыки (опрос своих родственников и анализ информации).
Дети приобрели серьёзный преображающий души малышей опыт общения с ветеранами, вскрыли ранее неизвестные факты из истории семьи предыдущих поколений, вместе с родителями создали «Книгу памяти». Эта память обращена не только в прошлое, но и в будущее.
В начальной школе многое происходит впервые. Первая победа Быкова Ивана, ученика 1а класса, в городском конкурсе рисунков, посвящённом 65 годовщине Победы под Сталинградом, номинация «Портреты » среди ребят 7 – 12 лет.


Первое интервью Штурбиной Кати, ученицы 1а класса, для Волжского радио.

Первая фотография детей с ветеранами в газете «Наш город».


Надеюсь, что всё это навсегда останется «Памятью сердца» моих учеников и они вырастут достойной сменой своих предков.

НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ ИЗ КНИГИ ПАМЯТИ










Категория: Проекты | Добавил: adm_school14-v (15.02.2008) | Автор: Коллектив обучающихся
Просмотров: 5616 | Рейтинг: 4.9/20 |
Всего комментариев: 0
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017