Пятница, 26.04.2024, 04:28
| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта
Категории каталога
Проекты [16]
Проекты участников дистанционной конференции школьных ученических проектов.
Поиск
Друзья сайта
Школа №14 "Зеленый шум" Волжский
Главная » Статьи » Проекты

Компьютерный жаргон с разных точек зрения
Цель: выявить, действительно ли компьютерный жаргон является одной из областей пересечения таких разных дисциплин как информатика и лингвистика.

Задачи проекта: расширить свои представления о языке как о знаковой системе, о различных видах кодирования и декодирования информации, научиться пользоваться Internet Explorer для поиска информации, Microsoft PowerPoint и Microsoft Word для оформления результатов, найти оригинальный способ отчета о проделанной работе.

Актуальность: определить, каково место и перспективы развития компьютерного жаргона в системе современного русского языка?
Назначение
Проект включает:
1. Разработанный толковый словарь компьютерного жаргона может быть использован:
- как наглядный материал или объект для исследования на уроках русского языка и информатики в школе, техникумах, училищах и высших учебных заведениях;
- лингвистами и филологами, интересующимися данной тематикой;
- учителями, учениками, студентами, и всеми, кто пользуется компьютером как средством общения и чья деятельность связана с компьютерным жаргоном.
2. Результаты ассоциативного эксперимента по выявлению образных характеристик представителей компьютерного жаргона в русской лингвокультуре сегодня, проведенного среди учеников старших классов МОУ СОШ №14 «Зеленый шум» г. Волжского.
Данные результаты могут представлять интерес для филологов, психологов, социологов, интересующихся данной тематикой;
3. Компьютерную презентацию «Эволюция компьютерного жаргона». Данная компьютерная презентация может быть использована:
- на уроках информатики при изучении тем «Язык как знаковая система», «Различные виды кодирования и декодирования информации», «История развития вычислительной техники», «Информационное общество», «Информационная культура», «Компьютерные презентации»;
- на уроках русского языка и литературы
- во внеклассной работе.
Описание

Выбор темы проекта
С 2006 года в кабинет информатики нашей школы постоянно поступает новая, разнообразная тематическая литература. Многие книги включают в себя словари компьютерных терминов. В некоторых из них мы находим слова, которые, на наш взгляд, звучали не совсем литературно. В школьном толковом словаре по информатике напротив таких слов стояла пометка, что они являются жаргонными. Мы заинтересовались этим, началось соревнование, кто найдет больше подобных слов. В итоге оказалось, что слов, относящихся к компьютерному жаргону очень много. Появилась идея собрать их все в толковый словарь для дальнейшего изучения. В разгар нашей работы мы узнали, что 2007 год объявлен годом русского языка. Решили расширить границы работы и не только составить словарь компьютерного сленга, но и показать, что компьютерный жаргон является одной из областей пересечения таких далеких друг от друга дисциплин, как информатика и лингвистика (хотя, есть и другая область пересечения – язык программирования). Это и стало нашим главным направлением исследования.
Нами была сформулирована проблема: каково место и перспективы развития компьютерного жаргона в системе русского языка?
Выдвинута гипотеза: место компьютерного жаргона является вторичным и зависимым по отношению к живому языку. Явным оказалось влияние других языков, в первую очередь английского, на русский язык, в том числе через компьютерный сленг. Несмотря на это, русский компьютерный жаргон является, в некотором смысле, уникальным материалом для исследования. Благодаря новизне данного явления и быстроте проходящих в нем процессов, компьютерный жаргон позволяет рассмотреть жизнь отдельных слов от самого их появления до исчезновения и определить законы развития и функционирования этой подсистемы русского языка.
Оценка возможностей для выполнения проекта
Нам надо было много узнать и многому научиться. Для выпуска толкового словаря компьютерного жаргона (в одном экземпляре), проведения ассоциативного эксперимента и подготовки компьютерной презентации больших материальных затрат не требуется. Все это можно выполнить на школьном компьютере, подключенном к Интернет, используя знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, занятиях по элективным курсам.

Сбор и обработка необходимой информации
Всю необходимую информацию мы черпали из библиотеки кабинета информатики, школьной, городской и личной библиотеки учителя по информатике и в Интернете.

Планирование работы, организация выполнения проекта
Выполнение работы можно разделить на отдельные этапы:
- работа по поиску информации в библиотеках и в Интернете, переработка информации, составление словаря компьютерного сленга, работа над дизайном полученного продукта, брошюрование, контроль, корректировка текста и печать;
- проведение ассоциативного эксперимента с целью выявления образных характеристик представителей компьютерного жаргона в русской лингвокультуре сегодня, сопоставление результатов своей работы, подведение итогов;
В литературе мы нашли обобщенный образ носителя компьютерного жаргона 1994 года. Для нас он была достаточно неожиданным. Поэтому возникла необходимость опросить старшеклассников и внести корректировки в портрет носителя компьютерного жаргона сегодня. Нами была подготовлена анкета (Приложение 1) и с помощью компьютера и программы Excel были получены результаты в виде гистограммы (Приложение2). Так как мы не знали количественных показателей интересующих нас параметров 1994 года (нам был известен только конечный результат), мы их взяли за 100 баллов. Для более точного сравнения, в нашу анкету мы включили те же характеристики, какими описывается человек 1994 года и альтернативные им. Старшеклассник – участник опроса должен был подчеркнуть наиболее точные, на его взгляд, характеристики носителя компьютерного жаргона сегодня.
Была найдена интересная информации по этой теме, и возникла необходимость поделиться ею, создав презентацию проекта под названием «Эволюция компьютерного жаргона».

Рефлексия
Наш толковый словарь компьютерного жаргона, результаты ассоциативного эксперимента и презентация были представлены психологу и руководителю из школьного МО учителей русского языка для рецензии, они позитивно оценили работу. Наш проект демонстрировался перед учащимися, учителями и участниками школьного, городского фестиваля ученических проектов. Он получил положительный отзыв. Проект внес новизну в изучение информатики и русского языка учениками школы. Большой популярностью пользуется наш толковый словарь. Его с удовольствием читали как ученики, так и учителя. В дальнейшем мы предполагаем развивать творческое сотрудничество учителей и учащихся в смысловом поле: культура - язык –– информатика.



Категория: Проекты | Добавил: adm_school14-v (15.02.2008) | Автор: Шаповалов Андрей Васильевич
Просмотров: 3878 | Рейтинг: 3.9/7 |
Всего комментариев: 0
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024