Пятница, 19.04.2024, 12:33
| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта
Категории каталога
Проекты [16]
Проекты участников дистанционной конференции школьных ученических проектов.
Поиск
Друзья сайта
Школа №14 "Зеленый шум" Волжский
Главная » Статьи » Проекты

Цветовая лирика Есенина

Информационный раздел:


«Цветовая лирика Сергея Есенина»


Область научных знаний: филология.
Данные об авторах: Видергольт Екатерина, Щелкушкина Ирина 10 г класс,
МОУ СОШ №14 «Зеленый шум».
Данные о руководителе: Видергольт Галина Владимирова, учитель русского языка и литературы
Web – адрес: http://school14-v.ucoz.ru/publ/1-1-0-9


Описание работы:


Цели :
-познакомиться с творчеством Сергея Есенина;
-показать на примерах цветовую палитру поэта.


Задачи:
- Подобрать материал, используя Интернет и городскую библиотеку;
- выбрать нужную информацию для создания проекта.

Актуальность проекта:
Стихи Есенина близки и понятны в современном мире, так как учат понимать все прекрасное и живое.
Для написания данной работы мы более углубленно изучили лирику Есенина, познакомились с цветовой гаммой стихов поэта, проанализировали значение цвета для раскрытия «движений души».



1. Что открыла нам лирика С.А.Есенина.
За тёмную гряду городского пейзажа садилось рыжее, нечёсаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча серые дома, пушистые облака, заглянуло нам в глаза. Может быть, оно хотело спросить, не слышали ли мы что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами и чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой.
Солнце, остановись на мгновенье! Мы расскажем вам о Сергее Есенине, расскажем о его лирике, расскажем, почему мы полюбили его стихи.
Стихи Есенина стали нам дороги сразу, как только мы вошли в его волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, своеобразие его творчества не перестают нас удивлять.
Всё глубже изучая жизнь и творчество поэта, мы полюбили его всей душой и хотим быть певцами его поэзии. Почему? Мы часто задавали себе этот вопрос. Действительно, почему так близки и понятны его стихи и сегодня? Пожалуй, из-за его глубокой любви к природе, её красоте, из-за того, что они учат меня понимать всё прекрасное.
Его поэзия ласкает душу, захватывает драматизмом, впечатляет недосказанной, неизречённой тайной и яркой образностью. Его поэзия – луч истинного света, света духовности.
«Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю, чтоб
скорей её покинуть…»
Да, Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновенье, жизнь. Всего 30 лет. Но нам, своим читателям, он оставил богатое поэтическое наследство – свои стихи.
В его стихах вся жизнь, со всеми поворотами, ухабами и взлётами. Он оступался, ошибался, впадал в народничество,- это вполне естественные «издержки» молодости, личного характера. Однако Сергей Есенин всегда был в поиске, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным – любовью к Родине.
Лирика Есенина открыла для нас простую истину: самое дорогое в жизни – Родина.
И разве не счастье воспевать её красоту!
Какая безграничная любовь к природе!
И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные горячей любви к русской земле. Есенин пленил нас тем, что повёл по забытой прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывая её запахи.

2. Цветовая гамма лирики С.А.Есенина.
В 1905 г. А.Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что «современные взрослые писатели» «отупели к зрительным восприятиям». «Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов». Тем временем перед слепым взором её бесконечно преломлялась цветовая радуга. «И разве не выход для писателя – понимание зрительных впечатлений, умений смотреть?» «Действие света и цвета освободительно.» Статья эта, с призывом к свету и цвету, к общению с живой природой, освобождённой от академического «асфальта исторических аналогий», кажется навеянной раздумьями о новой французской живописи. Но это не так: импрессионистов А.Блок не заметил. Тоска по простоте и ясности «красного, зелёного, белого» была реакцией на русский литературный символизм, который год от году становился всё глубокомысленнее. Блок искал выход, со свойственным ему даром предчувствия, предсказывал неизбежность появления поэта, который, «схватив радугу», принесёт в русскую поэзию русскую природу, «населённую многими породами существ», со всеми её конкретными «далями» и «красками» - «не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте».
И такой поэт появился. Сергей Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятии и «неподдельной, наивной яркоцветностью». Как справедливо заметил И Сельвинский: «Такого глаза наша «поэтическая живопись» ещё не знала».
Да, есенинские пейзажи многоцветны и многокрасочны. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.
И нам захотелось узнать: «Какова палитра красок в лирике Есенина?»
Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии.
Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. Недаром о знаменитом Дионисии его современники говорили, что он «аки дымом пишет». Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространенности красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказался «синий». Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то истинной, перламутровой, то глубокой, до черноты синий, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенность рисунка, узнавали его руку.
Впечатление синевы Есенина создаёт настойчиво и последовательно:
«В прозрачном холоде заголубели долы…»,
«Летний вечер голубой»,
«Голубизна презримой гущи»,
«Синяя вьюга».

«Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края,
Только синь сосёт глаза».

Сергей Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорит Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность»! Эпитет «синий» встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.
Следует заметить, что в стихах 1910-1913 г. этот эпитет очень редок. О начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина. Какое поэтическое содержание вкладывается в этот эпитет теперь? Одно из стихотворений 1925 года начинается: «Несказанное, синее, нежное…». То есть, синее – это что-то нежное, несказанное.
Очень характерно для палитры поэта пристрастие к желто-золотому:
«Луна под крышей, как злат бугор»,
«Мне снились реки златых долин»,
«Где золотятся рогожи в ряд»,
«Лижут сумерки золото солнца»,
«Хвойная позолота»,
«Зелень золотистая».
Нет ни увяданья, ни смерти, осень – золотых дел мастер – «золотит холмы». Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души», врывается горький жёлтый цвет:
Весной и солнцем на лугу
Обвита жёлтая дорога,
И та, чьё имя берегу,
Меня прогонит от порога.
«Жёлтая дорога» - дорога в никуда.
В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта:
«Я готов рассказать тебе, поле,
Эти волосы взял я у ржи».
«Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся».
Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:
«О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку».
«Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тлеется дым у малиновых сёл».
Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными цветами:
« На лазоревые ткани
Пролил пальцы багрянец».
« Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань.
Там, где капустные грядки,
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленькой матке
Зелёное вымя сосет».
«Выткали на озере алый свет зари».
С «алым» сливается женский облик:
«С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была.
На закат ты розовый похожа
И, как меч, лучиста и светла».
Интересно Есенин общается с золотом и серебром. Золото – серебро служит как бы рамой, окладом, например, в стихотворении «Табун». Зелёная картина – кони на фоне зелёных холмов – вставленная в золотую; синяя – те же кони, на опрокинутые в «синеющий залив» в серебряную «рамку».
«В холмах зелёных табун коней
Сдувают ноздрями златой налёт со дней,
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Дрожат их головы над тихой водой,
И ловит месяц их серебряной уздой.
Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление 2-х цветов-белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного - для показа злых сил. Такая символизация цветов была обычно в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому.
Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где, совместив отражения можно получить необходимый цвет. В стихотворении «В том краю, где жёлтая крапива» опрокидывает в озеро жёлтую крапиву и синюю «гущу леса» и получает «зелень озёр». Краски в стихотворении ложатся то густо, то чуть приглушенно:
«Топи да болота, синий плат небес»
или
« Ярче розовой рубахи
Зори вешние горят».
В своём творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ «крашения». В стихотворении «Дымом половодье» первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила, жёлтые поводья месяца, рыжие, побуревшие за зиму стога.
Общий план тона – желтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в 2 цвета: желтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие черного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту:
1 строфа – ярко – жёлтая,
2 строфа – рыжая,
3 строфа – черная,
4 строфа – мрачно – синяя.



Дымовое половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил.

Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога.

Заунылым карком
В тишину болт
Черная глухарка
К всенощной зовет.

Роща синим мраком
Кроет голытьбу…
Помолюсь украдкой
За твою судьбу.
Так после двух первых попадает в (3-ю и 4-ю) темноту весенней ночи, где пугает птица.
В есенинской цветовой азбуке много земляных, натуральных, естественных красок.
Даже оторвавшись от предмета, цветовой образ не утратил предметности: волосы не просто желтые, а светлые, румянец не розовый, а именно ягодного оттенка, седина в бороде отца «яблочного» цвета.
Читая есенинские строки, мы невольно провели параллель с живописным творчеством К. Петрова – Водкина. Художник вёл борьбу за новое «цветоощущение», за возвращение к ясности, к классическому трёхцветному «красный – синий - жёлтый». К цвету он подходил как мастер-философ. Есенин обладал глазом, очень тонко воспринимающим «цветовые характеристики природы». В его стихах нет однообразия. Как только пейзаж становится чересчур однообразным, зелёным, Есенин вводит в лирический ландшафт алый, красный цвет. Наряжает свою «деву Русь» в алые одежды, не забывает бросить ей на плечи «зелёную шаль»:
«Не твоя ли шаль с каймой зеленеет на ветру» - деталь, прекрасно дополняющая «алый наряд».
Основной тон поэмы «Пугачёв» - медно- грязно-жёлтый:
«Луна, как жёлтый медведь»,
«Жёлтые кошки казацких голов»,
«Зари жёлтый горб»,
«Красношерстная верблюдица ».
Подобный фон (водно-голубой) вводится и в другие стихотворения:
«О, Азия, Азия! Голубая страна,
Обсыпанная солью, песком и извёсткой».
Есенин обращает внимание на голубой цвет, так же как и природа нашла единственно возможный дополнительный цвет к грубо-рыжим среднеазиатским пескам. У Есенина врождённая точность художественного зрения. Как и Петров-Водкин использует классическое трёхцветие:
«Под красным вязом крыльцо и двор»,
«Луна под крышей, как злат бугор»,
«На синих окнах накапал лик».
Но может создавать один цвет из множества оттенков:

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех;
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Красный: «багряные кусты»
«розовый закат»
« алый, как ягоды»
Стремясь получить нужный оттенок, не пренебрегать даже «краской тараканьей».
В поэзии Есенина много образов- символов. Например: лебеди - символ красоты. Есть символическое значение и у цветных эпитетов, так, например:
«Красный конь»- символ революции;
«Розовый конь»- образ молодости;
«Чёрный конь» - предвестник смерти.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

3. Значение цвета для раскрытия «движения души».
Нам кажется, что дело не только в ярокоцветности лирики как таковой. Есенин как большой художник, оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души.
Его цветовая гамма способствовала передачи различных настроений, романтической одухотворенности, придавала свежесть образа. Так, где казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают воображение внезапно, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски: синее, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах. Вот такая цветовая палитра Есенина.
По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями реального мира.

4. Заключение.
На траву упала роса. Растаяли в небе звёзды- насмешницы. Рассвет был какой-то розовый и звонкий. Казалось, скажешь слово тихо-тихо, оно полетит через всю землю. Мы посмотрели на родные, знакомые до боли места и замерли. Теперь мы твёрдо знаем: в какие бы края ни забросила нас судьба, мы никогда не расстанемся с этой землёй.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: « Не надо рая,
Дайте родину мою».
Этому научил нас Сергей Есенин.

5. Используемая литература:
1. М.Щеглов «Есенин в наши дни», ж. «Новый мир»№3 1956 г.
2. Ю. Прокушев «Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха», изд. «Новая Россия», Москва 1979 г.
3. А. Марченко «Поэтический мир Есенина»,изд. «Советский писатель», Москва 1989 г.
4. «Сергей Есенин» Проблемы творчества». Сборник статей. Составитель П.Ф. Юшин, изд. «Современник », Москва 1978 г.




Категория: Проекты | Добавил: adm_school14-v (15.02.2008) | Автор: Щелкушкина И.В. Видергольт Е.Э.
Просмотров: 16175 | Рейтинг: 4.4/8 |
Всего комментариев: 0
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024